В России моду отмечать праздники фейерверками ввел Петр I (он их у немцев наблюдал). От современных торжественных салютов те фейерверки отличались сильно, вместо привычных нам огненных шапок, в небе "выжигали" картины с дворцами и беседками, водопадами и фонтанами, воплощали в огне библейские сюжеты и сцены военных баталий.
Можно себе представить, как замечательны, как захватывающи были те зрелища. 26 февраля 1690 г. на восемнадцатилетние Петра I пушки три раза подряд дали по 56 залпов, а из царских рук беспрестанно вылетали ракеты. В небе из фейерверков был нарисован Геркулес, раздирающий пасть льва (кстати, тогда один залп фейерверков стоил 10 тыс. рублей, а одна корова - 3 рубля). Это был первый крупный фейерверк в России.
Вообще-то, считать Петра I основоположником фейерверков на Руси исторически неправильно. Согласно документам, первые отечественные фейерверки (тогда их называли "потешными огнями") были запущены еще в 1389 г. при Дмитрии Донском. Правда, тогда фейерверки устраивались очень эпизодически и были сплошь завозными, в основном из Германии.
Первые русские мастера художественного поджигания неба появились примерно в 1545 г. Тогда был учрежден Стрелецкий полк, при котором состоял на службе "пороховой заведующий": он сам придумывал, изготовлял и запускал фейерверки. В Москве сие пиротехническое диво впервые было показано в 1683 г. на Воробьевых горах.
И все же первым русским пиротехником Петра I именуют заслуженно: он превратил потешные огни в непременный атрибут придворных торжеств, масленицы, нового года и празднования воинских побед. Причем царь самолично создавал очень сложные пиротехнические фигуры и целые огненные картины. Начинание императора прижилось, хотя в двадцатом веке как-то упростилось до обычных салютных залпов.
В мире же любовь к фейерверкам не остывает. Однако особенно любимы потешные огни в Китае (не случайно, они для этого даже порох изобрели) и Японии. Чуть ли не в каждой японской семье, например, мастерят фейерверки, передавая из поколения в поколение фамильные секреты. Обычно кропотливо корпят всю зиму и весну, а летом... Лето у них чуть ли не сплошной фейерверк.
Большинство храмовых праздников приходится на летние месяцы и завершается обязательно потешными огнями (это блюдется строго, как религиозный культ)
Москва, bah@bah.ru